skip to Main Content
+380442280348 , +380661725058 olena.makovetska@itravelmiles.com
ВЛИЯНИЕ УМА НА ЗДОРОВЬЕ

ВЛИЯНИЕ УМА НА ЗДОРОВЬЕ

Вы когда-нибудь задумывались, насколько ваше душевное состояние влияет на ваше здоровье? Согласно Аюрведе ум оказывает очень сильное влияние на наше общее здоровье и благополучие. Аюрведический подход к лечению любого отдельного аспекта нашего здоровья начинается с учета всего того, кем мы являемся — тела, разума и духа.

При рождении мы — тело, состоящее из органов чувств, с уже сформировавшимися генетическими предрасположенностями и паттернами. Это тело потребляет не только пищу, но также эмоции и окружающую среду. Тело получает опыт и передает его в мозг, который хранит знания и в дальнейшем укореняет или изменяет модели поведения и убеждений для дальнейшего использования — например, горячая печь причиняет боль, лед холодный, улыбка вызывает приятные ощущения. Информация ведет нас по жизни, помогая приспосабливаться к обстоятельствам по мере их возникновения. Мы принимаем решения, руководствуясь этим опытом.

Согласно Аюрведе, тело — это кристаллизация ума. Как нарушение агни и несварение желудка лежат в основе всех болезней, психическая ама (токсины) и неразрешенные эмоции могут привести к болезни очень конкретным образом.

Например, неразрешенный гнев может накапливаться в печени и нарушать ее функционирование, необработанное горе может беспокоить легкие, а хроническая тревога может нарушать здоровье толстой кишки. Помимо этого, существует бесчисленное множество других способов, которыми дисбаланс в уме может проявляться как физическое заболевание.

Каждый наш опыт может поддержать или нарушить наше общее состояние баланса — как в теле, так и в уме.

Качества сознания

Аюрведа выделяет три маха-гуны (качества сознания) — саттву, раджас и тамас, — которые особенно важны. Они присутствуют в нашей пище, нашем опыте и в нашем общем состоянии сознания.

Считается, что вместе саттва, раджас и тамас порождают все явления в природе, и они оказывают глубокое влияние на тонкое тело и ум.

Саттва порождает равновесие, ясность, свет, разум, сострадание, проницательность и мудрость.

Раджас воспламеняет кинетическую энергию, движение, страсть и способность действовать.

Тамас отвечает за инертность, темноту, тяжесть, медлительность, сон и распад.

Эти три энергии по-разному проявляются в нашей жизни. Например, тамас поддерживает спокойный сон, раджас порождает решительность и движение в нашей жизни, а саттва поддерживает ясность ума.

Но когда дело доходит до нашего развивающегося психо-духовного здоровья, ведические науки явное предпочтение отдают саттве, поскольку она напрямую связана с качествами освобождения и просветления. И наоборот, большинство психических дисбалансов можно объяснить избытком раджаса или тамаса или обеих этих энергий.

Врожденное соотношение маха-гун, становится индивидуальной основой для того, что Аюрведа называет “манас пракрити” — конституцией ума.

Ум и три доши

Как и три маха-гуны, каждая из трех дош играет важную роль в нашем общем здоровье. Дисбаланс дош может проявляться либо в физическом теле, либо в более тонких сферах.

Вата и ум

Вата доша (воздух и эфир), управляющая нервной системой и умом, в равновесии обычно ассоциируется с творчеством, интуицией, ясновидением, способностью связываться с тонкими сферами, глубоким духовным пониманием и естественным чувством расширяемости.

Дисбаланс Ваты обычно проявляется в виде определенной нестабильности, возбуждения или гиперчувствительности в уме, а также часто связан с избыточным раджасом.

Обостренная вата может вызывать быстрые изменения настроения, страх, беспокойство, чувство рассеянности, отсутствие направления, отсутствие пространства, не заземленности, чрезмерную скорость в мыслях и словах, а также чувство одиночества или изоляции. Избыточная вата может нарушать наше чувство безопасности и принадлежности к материальному миру.

Дисбаланс ваты является результатом перенапряжения, переутомления, стресса, попыток уделить внимание слишком многим вещам одновременно, времен путешествия или перехода, чрезмерной стимуляции (например, свет, толпа, технологии и т. Д.), Громкий шум, громкая музыка, стимуляторы, такие как никотин, кофеин и рекреационные наркотики, а также чрезмерные физические нагрузки или сексуальная активность.

Вата также может повышаться в уме в результате провоцирующей вату диеты, которая  включает слишком много сухой, легкой и грубой пищи, такой как сырые овощи, крекеры, сухофрукты и тому подобное.

Питта и ум

Питта доша (огонь и вода), которая управляет проницательностью и интеллектом, обычно ассоциируется со смелостью, уверенностью, силой воли, интеллектом, лидерством, чувством видения, принятием, удовлетворенностью, удовлетворением, энтузиазмом, сотрудничеством и способностью сдаваться.

Но когда питта, которая тесно связана с рядом раджасических качеств, накапливается в избытке, она имеет тенденцию вызывать раздражение в уме. Например, гнев, раздражительность, разочарование, нетерпение, негодование, зависть, осуждение, критика, жесткая привязанность к своим личным убеждениям, чрезмерные амбиции и безжалостное стремление к власти.

Нарушения питты и раджаса часто вызваны избыточным теплом и движущейся вверх энергией в теле, дисбалансом в печени, периодами интенсивной сосредоточенности или амбиций, а также склонностью игнорировать потребности своего тела в пользу достижение своих целей.

Питта может также усиливаться в уме в результате провоцирующей питту диеты, которая может включать слишком много горячих, острых, кислых, масляных или жареных продуктов.

Капха и ум

Капха доша (вода и земля), которая управляет структурой и смазкой обычно ассоциируется с любовью, состраданием, терпением, заземленностью, преданностью, устойчивостью, выносливостью и всеобъемлющим чувством легкости в жизни.

Но как самая плотная из дош, капха может привнести в ум тяжелые качества тамаса, вызывая сонливость, лень, депрессию, упрямство, привязанность, жадность, эмоциональное собственничество и склонность к накоплению материальных благ.

Ухудшение капхи и тамаса часто вызвано чрезмерно малоподвижным образом жизни, отсутствием стимуляции или интереса к жизни, неадекватными упражнениями, вялым пищеварительным огнем и избытком энергии, движущейся вниз в теле.

Избыточная капха в уме также может быть вызвана провоцирующей капху диетой — слишком большим количеством тяжелых, плотных или холодных продуктов, таких как сыр, мороженое и жареные продукты.

Если мы игнорируем разум, шаблоны мышления, которые возникают из нашей конституции, то тело отыграет последствия этого шаблона. Если вместо этого мы будем работать над уравновешиванием мыслей, мы сможем достичь баланса в теле. Равновесие обязательно должно включать в себя физический, умственный и духовный пути к хорошему здоровью.

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top